Исторические предпосылки становления
чувашской национальной государственности
До начала XX в. у чувашей не было своей государственности и, следовательно, отсутствовал опыт государственного строительства. Территория современной Чувашии находилась в составе Казанской и Симбирской губерний, в связи с чем одна часть чувашей обозначалась как «казанские», другая – как «симбирские». Именно два этих смежных массива, вступив в процессы национальной консолидации, и составили основное ядро чувашского народа. Первоначально национальные идеи чувашей не выходили за рамки установления национально-языкового равноправия в России, сводились к вопросам культурного развития: школа, периодическая печать, искусство. Во многом это объяснялось сравнительно ранним и относительно мирным вхождением Чувашии в состав России, местонахождением края в центре страны, в зоне интенсивных хозяйственных и торговых связей русского и поволжских народов, дисперсной расселенностью чувашей на территории нескольких губерний, традиционным для Поволжья отсутствием конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Кроме того, на сознание чувашей значительно воздействовали и государственная православная религия, и ориентация национальной интеллигенции яковлевской школы на ценности русской культуры и быта. Главными предпосылками формирования национального самосознания стали важные достижения чувашского народа в конце ХIХ в., а именно: формирование единого литературного языка, развертывание книгоиздательского дела на родном языке, появление национальной интеллигенции.
Впервые вопрос о консолидации чувашского народа был поднят представителями чувашской интеллигенции в годы первой российской революции. Именно в этот период возникли первые нелегальные чувашские национально-демократические организации (эсеров, Чувашского профсоюза учителей и деятелей просвещения и др.), выступавшие в политической сфере за ликвидацию царского режима, а в национальном вопросе – за идею национально-культурной автономии чувашского народа. Одним из самых крупных достижений чувашей в годы революции следует считать создание печати на родном языке. Представители чувашской интеллигенции добились от властей разрешения на издание в Казани первой легальной еженедельной газеты «Хыпар» («Весть») на чувашском языке. Первый ее номер вышел в свет в январе 1906 г. под редакцией Н.В. Никольского, известного чувашского историка и этнографа. Газета распространялась по подписке среди чувашей Среднего Поволжья и Приуралья и сыграла заметную роль в развитии идей национального объединения чувашей. Но в 1907 г. издание было закрыто властями. С ростом революционного движения значительная часть чувашской интеллигенции стала разделять идеи партии эсеров.
В социальную жизнь и этнодемократические параметры чувашей значительные коррективы внесла начавшаяся в 1914 г. мировая война. Из чувашских селений в годы войны было мобилизовано в армию 90 тыс. человек, т.е. 42,8% трудоспособных мужчин. Война стала катализатором новой революции, в результате которой в феврале 1917 г. прекратила свое существование Российская империя. Страна оказалась на пороге серьезных перемен. Остро встал вопрос о форме и принципах построения новой государственности. Интеллигенция нерусских народов Поволжья и Приуралья – татар, чувашей, башкир, мари, удмуртов и мордвы – активизировала деятельность в борьбе за национальное равноправие. Отличительная черта постфевральского периода – радикальная демократизация общественной жизни. Впервые в истории председателями Цивильской, Чебоксарской и Ядринской земских управ были избраны чуваши. Появились альтернативные формы массового участия чувашского населения в общественно- политической жизни – советы депутатов, крестьянские съезды и союзы, солдатские организации и т.д. В связи с ростом национального самосознания возросло стремление масс к национальному самоопределению.
15–22 мая 1917 г. в Казанском университете состоялся I съезд мелких народностей Среднего Поволжья. В работе съезда принимали участие лучшие представители чувашского народа: просветитель Н.В. Никольский, юрист Г.В. Алюнов (выпускник Демидовского юридического лицея в Ярославле), М.П. Петров-Тинехпи (выпускник Казанской духовной академии), известный ученый-языковед Н.И. Ашмарин и другие. По мнению большинства делегатов, наиболее приемлемой формой государства была бы федеративная республика, а по сути, федерация национальных объединений. Однако часть делегатов выступили против этой идеи, утверждая, что многие малые народности, в силу низкого уровня развития, не способны создать свои национальные объединения. После почти пятидневной дискуссии делегат от чувашского народа, юрист Г.Ф. Алюнов внес примирительную резолюцию, которая гласила, что «большинство населения Державы при его сравнительно низком культурном и политическом уровне не может, к сожалению, считаться подготовленным к немедленному введению в России федеративной республики». В то же время предлагалось в будущей конституции предусмотреть возможность «при наступлении соответствующих культурно-политических условий» у малых народов, трансформировать Россию в национальную федерацию. Съезд принял резолюцию: «...Учредительному собранию следует установить в России демократическую республику с предоставлением всем мелким народностям самой широкой автономии: политической и культурной сообразно с местными условиями…».
Важным этапом на пути формирования чувашской автономии стал состоявшийся 20–28 июня 1917 г. в Симбирске I Общечувашский съезд. Его участниками стали 700–800 представителей всех волостей с чувашским населением Поволжья и Приуралья, отдельные военные гарнизоны Казанского и Московского военных округов, первые чувашские национальные организации и объединения. В резолюции съезда были продублированы положения о форме будущей государственности России и форме ее национально-территориальной организации: сначала культурно-национальная автономия, затем административно-территориальное выделение. Собрание выступило в поддержку Временного правительства на основе идеологической платформы партии эсеров, заявило об участии в выборах Учредительного собрания с «отдельным национальным списком чувашских кандидатов в депутаты».
Решения I Общечувашского съезда стали базисом для дальнейших усилий по консолидации этноса, реализации неотъемлемого права нации на самоопределение и построение национальной государственности.
Помимо принятия программных документов, съезд предпринимал и конкретные шаги по организационному оформлению национального движения. 28 июня 1917 г. съездом учреждается «Чувашское национальное общество». В Симбирске, Чебоксарах, Цивильске и других уездных городах учреждаются его филиалы. Трибуной правления Общества становится возрожденная чувашская газета «Хыпар». По инициативе Общества создаются Союз чувашских учителей, Союз чувашских учащихся, Союз чувашских женщин. Были приняты резолюции и пожелания депутатам будущего Учредительного собрания в Петрограде.
Объединительные процессы на национальной основе проникли и в военную среду. На политическую арену в качестве самостоятельной силы вышли широкие массы трудящихся – солдаты, рабочие, крестьяне. Политический тон начали задавать возвращающиеся с фронта революционно настроенные солдаты, придерживающиеся левоэсеровских и большевистских идей. Их голос стал значительнее после Октябрьского вооруженного восстания. Первоначально во всех крупных гарнизонах Поволжья возникли Комитеты чувашских офицеров и солдат. А в декабре 1917 г. на окружном военном съезде представители гарнизонных комитетов избрали Казанский чувашский военно-окружной комитет (ЧКВОК). Военный съезд признал необходимым сохранить все имеющиеся чувашские национальные организации, объединить их усилия для развития национального самосознания.
Однако в силу целого ряда причин, связанных с малочисленностью интеллектуальной элиты, общим низким уровнем образования народа, разобщенностью чувашей по разным административно-территориальным единицам на этом этапе создать чувашскую автономию не удалось.
С утверждением 2 ноября 1917 г. СНК РСФСР «Декларации прав народов России», провозгласившей основы национальной политики советского государства, идея самоопределения чувашского народа получила свое дальнейшее развитие. В начале 1918 г. представители татарского и башкирского народов предпринимают попытки по созданию особых национальных образований Средневолжского и Южно-Уральского штата («Волго-Урал штата»). Это напрямую затрагивало интересы проживающего в Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях чувашского населения.
Анализу проекта создания нового, специфического национально-территориального образования много внимания уделил работавший с 12 января по 2 февраля 1918 г. в Казани Всероссийский чувашский военный съезд.
Учитывая важность для судеб чувашского народа принимаемых решений, Всероссийский чувашский военный съезд признал необходимым созвать всечувашское учредительное собрание. Этот, обладающий наибольшей легитимностью, орган чувашского народа должен был выработать условия включения чувашских территорий в создаваемый штат и принять участие в разработке его конституции.
Инициативное развитие национальных движений в Среднем Поволжье и Приуралье встретило сопротивление со стороны центральных властей и большевистской партии. Национальные организации татар и башкир были объявлены «буржуазными» и упразднены. Их лидеры были отстранены от руководства национальными движениями.
21–22 февраля 1918 г. проходивший в Казани областной съезд Советов Поволжья принял решение активизировать усилия по созданию Волжско-Уральской Советской Республики. Но часть делегатов от советов Поволжья не согласились с решением съезда и высказались за автономную форму самоопределения народов Поволжья.
6 марта 1918 г. при Казанском губернском совете создается Комиссариат по чувашским делам, а 5 марта 1918 г. левыми эсерами была образована новая политическая организация – Чувашский левый социалистический комитет (ЧЛСК). Это было свидетельством раскола в национальном движении чувашей: победил левый блок сил, куда входили левые социалисты-революционеры, беспартийные солдаты, учителя и учащаяся в Казани молодежь, признававшие платформу советской власти. Переход большей части активистов на позиции сторонников советской власти ослабил ЧНО и Чувашскую организацию партии эсеров.
На основании решения Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей 18 мая 1918 г. был учрежден Чувашский отдел Наркомнаца. В его создании принял активное участие Чувашский левый социалистический комитет, по рекомендации которого заведующим отделом был назначен известный чувашский революционный деятель Д.С. Эльмень. Положение о Чувашском отделе Наркомнаца было выработано и утверждено на I Общечувашском рабоче-крестьянском съезде Советов в Казани. Структурно отдел состоял из шести подотделов: общего, связи, культуры и
просвещения, печати и агитации, труда и экономики, административно-справочного и иногороднего. Общий подотдел находился в Москве и начал свою деятельность 18 мая 1918 г., а остальные подотделы располагались в Казани и начали функционировать с июня того же года. Сфера влияния отдела распространилась на территории РСФСР, где компактно проживало чувашское население. Он организовал деятельность и осуществлял общее руководство местными отделами по чувашским делам, проводил общечувашские съезды, занимался вопросами повышения общекультурного и политического уровня чувашского народа, готовил национальные кадры и т.д.В сентябре 1918 г. в ходе Гражданской войны после освобождения Казани от белогвардейцев создается Чувашский Комитет коммунистов, вскоре реорганизованный в Чувашскую секцию при Казанском губкоме РКП(б). Аналогичные секции возникают в Симбирском, Самарском, Уфимском и Тюменском губернских комитетах РКП(б). Эти структуры развернули широкую политико-воспитательную работу среди чувашей и привели к значительному ослаблению влияния эсеров и национально ориентированных сил на основную массу чувашского народа.
После провала идеи создания Волго-Камского штата, лидеры мусульманского населения Поволжья выступили с инициативой создания тюркской Татаро-Башкирской республики на территории Уфимской, части Оренбургской, Пермской, Вятской, Сибирской и Самарской губерний с преобладанием мусульманского населения, а также Казанской губернии, исключая места проживания чувашей и марийцев.
Уже в начале апреля 1918 г. объединенное заседание работников комиссариатов по чувашским и марийским делам Казанского губернского совета высказало негативное отношение к этой идее, мотивируя свое решение нарушением территориальной целостности мест компактного проживания других поволжских народов и опасностью мусульманской гегемонии в данной республике.
Основой для создания нового государственного образования они видели не национальный и религиозный фактор, а экономико-территориальную самодостаточность и региональную целесообразность. Созванный по инициативе Чувашского отдела Наркомнаца и Комиссариата по Чувашским делам Казанского Совета 9 июня 1918 г. в Казани I Общечувашский рабоче-крестьянский съезд, высказался против вхождения чувашей в Татаро-Башкирскую республику, где они, по мнению делегатов, подвергались бы дискриминации со стороны преобладающих мусульманских народов, что привело бы к межнациональной вражде.
Со второй половины 1918 г. лидеры чувашского национального движения стали склоняться к идее образования отдельной национально-территориальной единицы.
Литература:
Чувашская энциклопедия: в 4 т. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.
Иванов В.П., Клементьев В.Н. Образование Чувашской автономии: предпосылки, проекты, этапы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010.
Немцева Т.В. Национальное движение чувашского народа: исторический опыт создания государственности (1917-1925гг.) Диссертация кандидата исторических наук. – Чебоксары, 2002.