Работы, посвященные К.В. Иванову и его творчеству
Одним из направлений творческой деятельности Э.М. Юрьева являлось оформление книг. Э.М. Юрьев проявил себя как талантливый художник-иллюстратор, оформивший около 400 книг Чувашского книжного издательства. Заметное место в творчестве Э.М. Юрьева занимают работы, посвященные известному чувашскому поэту К.В. Иванову.
Одним из первых изображений поэта, выполненных Э.М. Юрьевым, стал графический портрет в профиль, выполненный в 1966 г. для обложки книги «Классик чувашской поэзии». Одним из элементов оформления обложки служила ветка ветлы. В дальнейшем это изображение стало основой для гипсовой модели памятной медали к 100-летию поэта.
Работа над моделью монеты к 100-летию К.В. Иванова велась с марта 1990 г. до начала 1991 г. На первоначальном варианте предполагалось показать вместе с профильным изображением К. Иванова ветви ветлы. Однако на окончательной версии монеты известный чувашский поэт был показан без веток ветлы. Монета была выпущена Ленинградским монетным двором тиражом 2 млн. 300 тыс. экземпляров осенью 1991 г. На аверсе памятной монеты кроме надписи имени поэта и его изображения в профиль представлены также даты его жизни.
Особое место в ряду книг, оформленных Э.М. Юрьевым, занимает поэма К.В. Иванова «Нарспи». Над ее оформлением к 95-летию К.В. Иванова художник работал с февраля по ноябрь 1984 г. В марте 1985 г. художник передал оформленную им книгу в типографию.
На фронтсписе этой книги так же можно видеть портрет К.В. Иванова в профиль. В художественном оформлении поэмы проявился особый творческий подход и неповторимый стиль Э.М. Юрьева. В книге не только мастерски были показаны психологические образы основных героев, но особенности традиционного быта и обрядов чувашей.
4 декабря 1985 г. книга «Нарспи», оформленная Э.М. Юрьевым, была признана книгой № 1 из 354-х книг, поступивших в октябре 1985 г. на госинспекцию по качеству при Госкомиздате СССР.
Ю.В. Викторов отмечал, что в иллюстрациях к «Нарспи» художник смог показать «высокую степень обобщения неба, поверхности земли и особенно кроны деревьев»[i].
Почти каждая страница поэмы в художественном оформлении Э.М. Юрьева украшена вьющимися растительными мотивами (плющ, ива, хмель), элементами чувашского орнамента и изображением предметов чувашского традиционного быта. Картины в книге глубоко символичны. Художнику удалось показать природу в созвучии с разворачивающимся в поэме действием. Природа, изображенная художником, как будто дополняет движения основных героев.
[ii]. На лице девушки написана мечтательность и печаль. Лицо девушки полно достоинства. Нарспи на картине показана как обобщенный образец чувашской девичьей красоты.
Примечательна картина, на которой Нарспи изображена у ивы. Как тонко заметила искусствовед И.В. Тургай, Э.М. Юрьев смог мастерски показать, что ветер «дует в ту сторону, в которую направлен взгляд девушки», тем самым создавая впечатление, что «это ветер грядущих перемен»В то же время на картинах Э.М. Юрьева Нарспи не лишена индивидуальных, неповторимых черт. Дело в том, что художник стремился показать именно трагедию двух индивидуальностей (личностей), выступивших против давления сковывающих патриархальных порядков.
В поэме «Нарспи», оформленной Э.М. Юрьевым, содержится 12 рисунков (см. Приложение «Серия картин к поэме «Нарспи»»).