Работы, посвященные М. Сеспелю и его поэзии
В год 70-летия М. Сеспеля (1969) Э.М. Юрьев оформил книгу его стихов на чувашском языке «Стальная вера» («Хурӑҫ шанчӑк»). В центре обложки помещен графический портрет Сеспеля в профиль, имитирующий барельеф. Вокруг головы поэта художник разместил шрифтовую часть: в верхней половине круга - автор, в нижней - название книги. Между ними, с левой стороны, красная пятиконечная звезда, свидетельствующая о коммунистических взглядах поэта, а с правой, друг над другом, указаны две даты: 1899 и 1969.
Иллюстрации к сборнику 1969 г. перекликается с иллюстрациями серии «По мотивам революционной поэзии М. Сеспеля» 1971 г.
На одной из иллюстраций к книге «Хурӑҫ шанчӑк» Сеспель показан как руководитель движения за новую жизнь. Он держит в руках знамя с лозунгом «Свобода» и весь светится, чем в некоторой степени напоминает горьковского Данко, за которым шли люди. В художественном воплощении Э. Юрьева чувашский поэт как бы призван вести людей, пробуждать у них веру и стремление к свободе и лучшей жизни.
На картине «Пашня нового дня» Сеспель изображен как сеятель новой жизни. Образ Сеспеля как творца новой жизни подчеркивается также видом восходящего солнца, на фоне которого идет поэт.
С другой стороны, картина создает ассоциации с легендарным Улыпом или другим подобным чувашским древним богатырем-великан – сверхчеловеком. Здесь следует вспомнить слова самого М. Сеспеля: "Революция вдохнула в нашу жизнь новый, животворный дух. Всюду и во всем - Возрождение". Обращает на себя внимание и то, что сам поэт весь светится, чем в некоторой степени напоминает горьковского Данко, за которым шли люди. В художественном воплощении Э. Юрьева чувашский поэт как бы призван вести людей, пробуждать у них веру и стремление к свободе и лучшей жизни.
На картине «Пашня нового дня» Сеспель изображен как сеятель новой жизни. Образ Сеспеля как творца новой жизни подчеркивается также видом восходящего солнца, на фоне которого идет поэт. С другой стороны, картина создает ассоциации с легендарным Улыпом или другим подобным чувашским древним богатырем-великаном – сверхчеловеком. Здесь следует вспомнить слова самого Сам М. Сеспель восторженно отзывался об Октябрьской революции, которая, по его мнению, и «вдохнула в нашу жизнь новый, животворный дух» и привела к всеобщему. Обращает на себя внимание и то, что сам поэт изображен светящимся, чем в некоторой степени напоминает горьковского Данко, за которым шли люди. В художественном воплощении Э. Юрьева чувашский поэт как бы призван вести людей, пробуждать у них веру и стремление к свободе и лучшей жизни.
Разливы и разводы кроваво-красной акварели, с проблесками белого на иллюстрациях к сборнику «Хурӑҫ шанчӑк» символизируют революционные годы, и драматичную судьбу самого Михаила Сеспеля, и эмоциональную основу его поэзии (см. остальные картины в Приложении «Серия картин о М. Сеспеле»).
Схожая картина, но с менее эмоционально-насыщенной цветовой гаммой (черно-белой) представлена к стихотворению «Пашня Нового Дня» в книге «Наш Сеспель» (1980 г.). В этом стихе, сочиненном 7 июля 1921 г. в Евпатории, Сеспель, в частности, писал:
Чуваш с могучим сердцем, житель новой эры,
Шагнет в простор, одеждой солнечной сверкая;
Обнимет Новый День его с любовью, верой,
И путь, что впереди, цветами уберет
Интернационала радуга живая.
На другой картине Сеспель стоит и как бы взывает к морю. Его образ является по-прежнему светящимся, что должно было свидетельствовать о его постоянном горении – рвении и стремления к свободе. Вся картина дышит морем солнечного света.
Э.М. Юрьев оформил также обложку книги «90 лет со дня рождения основоположника чувашской советской поэзии Михаила Сеспеля, 1899-1989». (см. в Приложении «Серия картин о М. Сеспеле»)