Зарождение династии
Родоначальником ефремовской династии был государственный крестьянин деревни Шинерпоси Чебоксарского уезда Казанской губернии Ефрем Ефимов (1797-1862). Он занимался кулеткачеством или по-другому рогожным промыслом, который было очень развитым в Чувашском крае. Сначала он самостоятельно изготавливал рогожи и продавал их на местном базаре. Затем, накопив капитал, он раздавал липовое мочало - сырье для кулеткачества - надомным кулеткачам, после чего собирал готовые изделия и продавал. Так он стал местным кулеткацким предпринимателем.
29 июня 1821 г. в семье Ефрема Ефимова родился Прокопий Ефремович Ефремов. Прокопий рос в многодетной семье: в 1823 г. родился Михаил, в 1829 г. - Григорий и Анисья, в 1833 г. - Федор, а еще через четыре года - Родион. Детские и юношеские годы Прокопия прошли в деревне Шинерпоси. Образование он мог получить в школе грамоты при приходе Казанско-Богородицкой церкви села Абашева.
В июле 1843 г. Прокопий Ефремов женился на чувашке Устинье Васильевне Михайловой. Совместно Прокопий и Устинья прожили 12 лет. За это время у них родились пять дочерей и сын Петр, который умер в младенческом возрасте.
В начале 1850 гг. Ефрем Ефимов переехал вместе с сыном Прокопием в г. Чебоксары. В 1852 г. он купил у цивильского купца Федора Телегина на Благовещенской улице деревянный дом на каменном фундаменте. В Чебоксарах Ефрем Ефимов основал кулеткацкую мастерскую. Также он занимался хлебной торговлей.
В декабре 1855 г. жена Прокопия Устинья умерла от чахотки. В феврале 1859 г. он женился на семнадцатилетней русской девушке православного вероисповедания Екатерине Васильевне, «дочери Московской губернии города Дмитрова умершаго мещанина Василия Иванова Лягина».
отправил в г. Рыбинск 1350 кулей ржаной муки. Примечательно, что на печати Торгового дома Ефремовых говорится, что эта фирма существует с 1840 г. Значит можно предполагать, что торговой деятельностью Ефремовы занялись с 1840 г.
Первое известие о торговом статусе П.Е. Ефремова относится к 1844 г., когда он, будучи крестьянином, получил в Чебоксарском магистрате свидетельство четвертого рода на ведение торговли. В 1844 г. онВ 1846 г. Прокопий Ефремов получил свидетельство третьего рода. Торгуя по свидетельству третьего рода, крестьянин П.Е. Ефремов имел такие же права на торговлю, какими обладал купец третьей гильдии, но «без личных преимуществ». П.Е. Ефремов мог вести розничную торговлю в городе и в уезде как отечественными, так и иностранными товарами, иметь корабли, содержать в городе трактирные заведения, питейные дома, лавочки, три магазина, фабрики и заводы, вступать в подряды и откупа, заключать частные контракты на сумму до 20 тысяч рублей.
Согласно указу 1824 г. «Об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний», крестьяне наряду с купцами получали право заниматься торговлей и промышленностью, но для этого им нужно было приобрести свидетельство. Таких свидетельство было 6 и соответственно было 6 родов. Крестьяне, получившие свидетельства первых трех родов, получали равные с гильдейскими купцами права торговли. Для приобретения свидетельства 3-го рода крестьянин должен был заплатить госпошлину на сумму 400 рублей, в то время как купец 3-ей гильдии платил всего 200 рублей.
В 1862 г. П.Е. Ефремов значится в документах как крестьянин, торгующий по свидетельству 3-го рода. С 1868 г. П.Е. Ефремов указан уже как крестьянин, торгующий по свидетельству 1-ой гильдии, т.е. фактически как настоящий купец, т.к. после отмены крепостного права в 1861 г. в первые пореформенные годы сословие крестьян-купцов исчезло, слившись с гильдейским купечеством. То есть в 1860-е гг. он получил, наконец, личные преимущества купца: право заниматься переводом денег и учетом векселей, право получения звания коммерции советника, определения своих детей на гражданскую службу, ношения губернского мундира, занятия определенных должностей в органах местного управления, а также право награждения «орденами по особенно важным заслугам». С 1875 г. в документах он фигурирует как чебоксарский купец 1-ой гильдии. Купцы 1-ой гильдии имели право приезжать к императорскому двору, носить шпагу или саблю, могли быть удостоены звания «мануфактур советников».