Дома Ефремовых и судьба их хозяев
Дом № 10 на бульваре купца Ефремова - родовой дом Ефремовых
Дом № 10 на бульваре купца Ефремова (до 2004 г. – дом № 15 по улице Карла Маркса, а до революции – дом П.Е. Ефремова на Благовещенской улице), известный также как родовой дом Ефремовых, был построен в 1884 г. Дом был построен под влиянием эклектики, отличается богатством и разнообразием декора. Окна декорированы наличниками, на втором этаже – с лепными элементами. Потолки и фризы интерьера комнат имеют лепнину и расписаны в изысканных тонах.
К дому примыкали хозяйственные постройки. На свободной от хозяйственных построек территории Ефремовы разбили два плодовых сада и парк. Известно, что самый большой сад имел в длину более 10,5 км., а в ширину – 6 км. В парке же были построены палисадник, два парника, три бетонных водоема, две остекленные оранжереи.
После революции в здании размещались Чебоксарский уездный комитет РКП(б), Народный дом. В доме размещались Чебоксарский горисполком, затем НКВД, ОГПУ, КГБ, музей В.И. Ленина, с 1991 – Чувашский национальный музей.
Дом принадлежал сначала Прокопию Ефремову, а затем его сыну – Сергею. Сергей Прокопьевич Ефремов (1866-1931) был средним по старшинству сыном в семье Прокопия. В 1894 г. он женился по благословению отца на Нине Ивановне Аристовской, дочери бухгалтера Чебоксарского уездного казначейства, дворянина Ивана Георгиевича Аристовского. Через год у Сергея появилась дочь Лидия, а в последующие четыре года еще три сына и дочь. Всего в браке Сергей Прокопьевич и Нина Ивановна имели восемь детей. Жили они вместе с отцом П.Е. Ефремовым в большом родовом доме на Благовещенской улице. Согласно переписи населения 1897 г., в доме П.Е. Ефремова было 3 работника и 5 прислуг, из них две кухарки и две няни.
Непременным атрибутом домов Ефремовых были иконы. Так в доме С.П. Ефремова на первом этаже одной из комнат была икона с лампадой, в другой комнате с окнами на улицу была икона угодников Киево-Печерских, во второй комнате – три иконы в киотах: Возвижения Креста Господня, Спасителя, Божией Матери с лампадой, в другой комнате – икона Божией Матери в вызолоченной ризе в деревянном киоте, на кухне – две иконы: Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе с лампадой, преподобного Серафима Саровского в деревянном киоте. В первой комнате 2 этажа была икона Казанской Божией Матери с лампадкой. Примечательно, что в одной из комнат висело в вызолоченной багетной раме свидетельство архиепископа Арсения, выданное Прокопию Ефремову. В комнате, по-видимому служившей будуаром, была икона Божией Матери Смоленской в киоте с лампадой. Во 2-ой прихожей комнате с нижней лестницей в одно окно была икона Божией Матери в деревянном киоте. В 1-ой комнате 3-го этажа была икона Божией Матери в деревянном киоте, во второй комнате – икона преп. Серафима Саровского в деревянном киоте. В чулане на крыльцо нижнего этажа дома были найдены иконы свт. Гурия, Варсонофия и Германа и 5 разбитых икон в киотах. Итого: 18 икон. По-видимому, часть икон переходили С.П. Ефремову в наследство от Прокопия.
В хозяйственных помещениях и в комнатах работников, обслуживавших купеческую семью, висели портреты хозяев дома. Так в помещении садовника Андрея Комиссарова висели портреты П.Е. Ефремова в черной рамке и С.П. Ефремова в багетной рамке. В подвале под домом находился портрет Екатерины Васильевны Ефремовой в черной раме.
Дом № 10 на улице композиторов Воробьевых - особняк Николая Ефремова
Дом № 10 на улице композиторов Воробьевых, известный как бывший особняк Николая Прокопьевича Ефремова, был построен в 1910 г. Дом сочетает характерные для модерна объемно-пространственные решения и трактовку фасадов в традициях эклектики. Дом состоит из трех различных объемов. Сдвинутые относительно друг друга разноэтажные объемы придают фасадам здания пластичную выразительность. Угловая часть выполнена полукруглой верандой.
Вплоть до конца XX в. внутренний и наружный декор не изменялись, лишь в конце XX века фасадная часть дома была несколько обновлена. В 1920-х г. в нем размещался Ревком Чувашской автономной области, позднее – детский дом, а потом долгое время Дворец бракосочетания. Ныне в нем находится общественная организация «Чувашский национальный конгресс». Здание выходит главным фасадом на улицу Композиторов Воробьевых и является памятником архитектуры федерального значения.
В доме Николая было тоже достаточно много икон. Согласно описи имущества, их насчитывалось около 20 штук: 5 икон Божией Матери, 2 иконы св. Николая Чудотворца, икона всех святых с лампадочкой, икона св. Кирилла и Мефодия с лампадой, икона св. угодников Флора, Власия и Лавра, 2 иконы преподобного Серафима Саровского, 2 иконы св. Феодосия, иконостас с тремя отделами и тремя лампадами, иконы Спасителя, икона Спасителя с лампадкой.
Старший сын Прокопия Николай, по воспоминаниям современников, выглядел высоким, солидным и крепким мужчиной. Жил он в гражданском браке с Александрой Флегонтовной Иевлевой. По словам старожилов, это была невысокая очень красивая, изящная и энергичная женщина. Прокопий Ефремов был против их брака, возможно, потому, что она была женщиной малообразованной, портнихой и к тому же еще и староверкой. Примечательно, что в купеческих семьях женщины устранялись от непосредственного выполнения домашних дел, оставляя за собой только функции распорядителей и контролеров. Данный факт зафиксирован в воспоминаниях современников. Так, согласно воспоминаниям, всю основную работу по дому выполняла прислуга, а Анна Флегонтовна – жена Николая Прокопьевича Ефремова – «обычно вставала рано, обходила все хозяйство и очень строго взыскивала за непорядки – куда строже мужа».
Судьба Н.П. Ефремова оказалась трагичной. После конфискации его дома в годы советской власти Н.П. Ефремов переехал с Александрой Флегонтовной в Казань, где и умер от голода.
Дом № 4 по улице Константина Иванова - особняк Федора Ефремова
был построен в 1911 г. После революции в доме размещались Совет Народных Комиссаров и ЦИК Чувашской АССР, позднее – Республиканская библиотека имени М. Горького, а с 1976 г. – Чувашский государственный художественный музей. Сейчас там находится Отдел русского и зарубежного искусства Чувашского государственного художественного музея.
Дом № 4 по улице Константина Иванова или бывший особняк Федора Прокопьевича ЕфремоваФасады здания прорезаны разнообразными по величине окнами полуциркулярных и прямоугольных очертаний. Пластика фасадов обогащена выступающими в виде ризалитов частями и примыкающими объёмами. Парапет с коваными элементами и художественно оформленными аттиками (один из них с флюгером) завершает объём здания. В интерьерах сохранилась лепнина, плафонная живопись, паркет, декоративное чугунное литье главной лестницы и изразцовые камины. Хозяин особняка заасфальтировал тротуар возле дома с вкраплениями цветного мрамора.
Федор Прокопьевич Ефремов (1873-1921) был младшим сыном Прокопия. Предположительно в 1908 г. Федор Прокопьевич поехал на юг России по служебным делам, скорее всего, для реализации лесоматериалов и поиска партнеров. Во время поездки он в каком-то ресторане проиграл в карты 40 тысяч рублей. Танцовщица кафе-ресторана красавица Люба, видимо, связанная с шулерами, открыла ему намерения картежников, решивших пустить его «в трубу», то есть полностью обыграть и разорить. Федор влюбился в красавицу и привез ее домой. Все его родные были недовольны выбором. Они отвернулись от него и предложили покинуть родительский дом, выделив долю из семейных капиталов. Федор с молодой женой переехал на частную квартиру, затем начал строить дом на берегу Волги. Вскоре их дом стал местом сбора и развлечений местной знати. Для них ставились спектакли, в которых иногда играли даже столичные актеры. Но вскоре супруги расстались. По одной версии, в 1916 г. Любовь Николаевна, отдыхая на Кавказе, завязала «курортный роман» с офицером. Сопровождавшая ее в поездке горничная незамедлительно сообщила об этом ее мужу, после чего тот прислал письмо, в котором объявил, что Люба свободна и может больше не приезжать в Чебоксары. Согласно другому предположению, горничная Сашенька специально ввела в заблуждение Ф.П. Ефремова. После расставания с ней Федор и горничная жили в гражданском браке. После революции 1917 г. Федор уехал в Казань, где и умер в 1921 г.
Дом № 5 на Красной Площади на месте бывшего дома Михаила Ефремовича Ефремова
Дом состоял из 15 комнат и в 1894 г. был оценен в 3,3 тыс. рублей. Дом построен был под влиянием эклектики, однако в облике здания было заметно влияние традиций классического зодчества. В планировке помещений прямоугольного в плане здания была использована в основном анфиладная система организации пространства этажей. План дворовых мест М.Е. Ефремова на Благовещенской улице, можно видеть в приложении. Историческая планировка дома не сохранилась.
Точная дата строительства дома М.Е. Ефремова не известна.В послереволюционный период здесь располагались Наркомат земледелия, Министерство сельского хозяйства Чувашской АССР, трест «Росхмель» и другие организации и учреждения. В 1928 г. над примыкавшими к дому с левой стороны хозяйственными одноэтажными постройками был надстроен второй этаж. В 2005 г. пришедшие в ветхое состояние хозяйственные постройки были снесены и на их месте по проекту архитектора Н.А. Рожковой построен новый корпус Чувашского национального музея.
Брат Прокопия Михаил так же, как и Прокопий, женился дважды. Первая его жена Настасья Андреева умерла в 1853 г. при родах, вторая жена Анна Григорьевна родила шестерых детей, но из четырех сыновей только один Федор дожил до двадцати шести лет. Михаил умер в мае 1894 г., в возрасте 69 лет от паралича. После его смерти в его доме жила его внучки Мария Федоровна Сперанская (урожденная Ефремова) и Антонина Федоровна Герасимова (урожденная Ефремова) со своими мужьями. Более подробная информация о потомстве М.Е. Ефремова можно прочесть в разделе «Потомки Ефремовых».