Наш адрес:
Чебоксары,
Красная площадь, 5/2
тел. (8352) 62-55-66 (касса)

Часы работы:
вторник, среда, пятница - воскресенье -
с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17:30),
четверг - с 12.00 до 20.00 (касса - до 19.30),
выходной – понедельник.

Подробная информация

Найти

структурные подразделения:


___________


___________


___________


___________


___________


___________

ozenka

Отзывы о дизайн-проектах экспозиции Музея В.И. Чапаева

7 февраля 2019 года завершился открытый творческий конкурс на лучший дизайн-проект художественно-пространственного решения экспозиции Музея В.И. Чапаева.

На конкурс были поданы три работы. 14 февраля на заседании конкурсной комиссии было принято решение до 10 марта провести общественное обсуждение дизайн-проектов, допущенных к конкурсу. Проекты были представлены на выставке в Чувашском национальном музее, а также в электроном виде – на сайте музея. Отзывы и предложения, замечания можно было высказать в комментариях под постами в социальных сетях на страницах музея Вконтакте, Фейсбуке, Инстраграме, Одноклассниках, прислать на электронную почту.

Благодарим всех, кто отозвался на нашу просьбу, нашел время изучить проекты и высказал свое мнение. При создании окончательного проекта они будут обязательно учтены (стиль и орфография авторов сохранены).

Дарья Гук:

В музее Чапаева мы были, теперь смотрю проекты. Первый сделан профессионально, но немного без души. Красный цвет уместен, но авангардное оформление не совсем с Чапаевым увязывается. Я невнимательно, то есть совсем не смотрела требования технического задания. Если вы собираетесь водить групповые экскурсии, то первый вариант перекроет проходимость одиночным посетителям. Нужны дополнительные проёмы в фальшстенах, чтобы проскочить. Второй, «с пробоинами» напоминает аквариум. Это для военно-патриотической подготовки? Так Калаши не из той эпохи (а винтовок нынче не дают разбирать. В третьем, казалось бы, больше содержания, но хотели ли вы именно манекены показать? Не давайте себя запутать словами типа мультимедийный. просите направленный звук, который в каждом разделе обеспечит прослушивание информации именно по этому разделу, пусть экспонаты смотрят, а не на экран сенсорный, который группа совместно использовать не сможет, даже если он на 10 касаний. Ну, и угол просмотра этих столов таков, что стоять надо чётко прямо перед ним, то есть это человека 3, а остальные обходят, пока те любуются и играются. И не забывайте, что кто-то должен разработать наполнение всех этих игрушек, а это всё те же музейные работники. Проверьте, какой предполагается проектор в зале, он может быть дешёвым, то есть не пробивать лучом пространство.
Чапаев – это не только тачанка и река Белая с кучей анекдотов. Там ещё семья, отношения с женщинами несовременные, и точно не авангард, точнее купание красного коня больше подходит, чем Кандинский с Малевичем.
Я смотрела оценочную табличку: пункт новаторства все дружно завалили.
В зале вы только фильм Чапаев показывать хотите? Или сделать коворкинг пространство для любых мастерских, ночей музеев и прочей самодеятельности?
Тогда туда надо мебель-трансформер, делайте его с передвижной мебелью и столами на колёсах, чтобы перемещать. …и круглый стол, и мастер-классы, и вообще поговорить в группах, посоревноваться в командах.
А в выставочной части должно быть от человека в образу героя, в стену вцементированному. 40 минут среди парадных щитов – мрак для посетителя. Там не великое стояние в стиле замри и слушай, а что-то типа квеста должно быть: угадай, найди, выбери.
Динамика должна быть в первом зале, чтобы никто не увял от скуки, а знали, что им делать, внимание не уходило.
Ну, это я по себе и современной молодёжи сужу. Вы же не живопись там выставляете, а прикладную материальную культуру.
Для всех экранов, киосков и проекторов нужны электророзетки, заземление и элктропитание необходимой мощности, а не флешка, как они вам указали. Я про третий проект.
Ни один проект не учитывает реалии.
Подумайте о дюжине планшетов на экспозиции вместо стола. Выдал – собрал на выходе. Листать в нём, картинки смотреть, прослушивать записи.
Вам обязательно нужно «фото с Чапаевым на память». На тачанку залезать нельзя, а это можно.
И сувенирку надо разработать, значок с тачанкой, футболки с надписями про командира.
Вам обязательно нужны струны с подвесами (вверху планка, закрывающая нить), по которым скользят подвесы с карабинами, позволяющими вывесить что угодно на любой высоте. Вдруг решите одну стену сделать постоянно обновляющейся, например в кинозале?
Мои слушатели вчера (музейные работники на повышении квалификации) отметили, что у «красных» (230566) и свет чисто условно обозначен, он никуда. Уровень зрительного восприятия текста на стенде – от 1250 до 1750 мм. Ниже и выше читать невозможно.

Ирина Володина:

Очень привлекательный проект у участника 230566. Интересна идея с переносом панно чеканки в кинотеатр, которая, несомненно, изменит восприятие пространства музея в целом. Есть ощущение, что авторы проекта показали идею реконструкции в визуальном ряде, не уделив должного внимания озвучиванию. Однако, при прочтении пояснительной записки понятно, что проект интересен и самодостаточен.

Артем Чубуков:

Синий, красный, голубой, выбирай какой будет музей.
…третий финалист вообще без картинок, так что минус его заявка. А вот первая и вторая конкурируют. Первая (230566) прикольная, красный цвет – огонь, но по-моему суть в просто разукрасить музей новой краской. Так что по-моему тоже мимо.
А вот в средней заявке (420111) есть идея: сделать два зала – Чапай как личность в истории, и Чапай как культурологический феномен. …лично мне второй даже интереснее, ибо я человек малообразованный, с удовольствием бы глянул на реализованный концепт.
Отвечу распространенно. В моем понимании Чапаев как герой войны и Чапаев в сегодняшнем восприятии – несколько разные образы и культурологические величины. Посему наиважнейшей целью музея мне представляется максимальное полное и разностороннее отражение его образа для посетителя.
И вот какая картинка выходит – пожалуй, первая заявка действительно дизайнерски красивее (подпись над входом, контрасты, косо стоящая «тачанка» (моветон, ну да бог с ним), вот это все), но идея про «мы используем такие цвета, потому что Чапаев жил в одно время с авангардистами» кажется мне абсурдной. А еще в это время Титаник утонул, чего ж они айсберг вместо тачанки не используют? Итого имеем классическое восприятие Чапаева смешанное с претенциозным дизайном потому что так абстрактнее. Если проще, то «смешались в кучу люди, кони».
Вторая заявка другая, менее художественно изысканная, при этом использует, насколько я понимаю, целую тучу отсылок к попыткам осмысления героев той войны, что делает трактовку образа Чапаева полнее. Тут и Пелевин с «Пустотой», и «Конница» Малевича, и анекдоты – короче, максимальное количество упоминаний в разных культурных слоях, дающее право посетителю сформулировать свое восприятие Героя. Не хватает Петьки и квестов из начала двухтысячных, чтобы понимать, что Чапаев – уже давно не просто герой войны, а часть культурного кода России.
Поэтому и в бюллетене я бы проголосовал за вариант номер два.

Борис Федоров:

Обсудим. Насчет третьей концепции (541871) соглашусь. Ребята накидали референсов, но ничего не предложили. По крайней мере цельной концепции я не увидел (3 раза перечитал все документы). Во второй концепции (420111) (тут не соглашусь с Артемом) увидел, что ребята грамотны в плане оформления диорам и все. В сухом остатке я увидел: расположить две диорамы по стенам зала №1, поставить посередине тачанку, витрины с экспонатами, развесить плакаты в зале №2 и оформить зал старыми креслами. Мне кажется этого не достаточно, чтобы называться дизайн-проектом. Диорамы – ок! Готов поверить. Ребята явно этим занимались. Все остальное сомнительно. Особенно использование кресел в стиле кинозала 20-30 годов (Кстати, в концепции нарисованы кресла 80 – 90 годов) – зал невозможно будет использовать для мероприятий – неудобно. Первая концепция (230566) (тут тоже не соглашусь с Артемом) вызвала уважение от первого до последнего слайда. Ребята продумали все до мелочей. От грамотного использования пространства, до ручек дверей в виде винтовок Мосина. Не понимаю почему Артем увидел только желание раскрасить в разные цвета. Кстати, на мой взгляд – это очень грамотное дизайнерское решение. Но не в этом суть. Ребята используют все: пространство в трех измерениях, цвет, современные технологии. Диорамы меня впечатлили гораздо больше. Перенос чеканки во второй зал и расположение тачанки на наклонной плоскости абсолютно оправдано. Мне кажется, это единственная работа, которую можно назвать Концепцией. Кстати, в первом зале есть зона, где идет фильм о Чапаеве нон-стопом. Чем не отражение Чапаева как культурологического феномена?
Собственно мнение субъективное, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Почитал все документы из первой концепции – они меня убедили в плане дизайн-решения. Про авангардистов там не нашел. Скорее всего, используется психологическая составляющая цветового решения. Про культурологический аспект и отсылки к Пелевину и Малевичу – я так понимаю, что содержание выставки в первой концепции может учитывать и эту составляющую. Когда есть понятную, убедительную, привлекательную форму содержанием можно наполнить. (Красный и черный – это прямо любимые цвета Пелевина )) ). В первой концепции увидел современный музей. Сразу.

Добрый день! (письмо)
Не смог пройти мимо обсуждения дизайн концепций реконструкции музея. Выскажу свое субъективное мнение горожанина и человека, который довольно продолжительное время занимается дизайном.
Из всех представленных дизайн-проектов единственной работой, которую можно назвать Концепцией на мой взгляд является 1 проект (230566).
Ребята продумали все до мелочей. От грамотного использования пространства, до ручек дверей в виде винтовок Мосина. Они используют все: пространство в трех измерениях, цвет, современные технологии. И все в едином стиле.
Диорамы выглядят впечатляюще. Перенос чеканки во второй зал и расположение тачанки на наклонной плоскости абсолютно оправдано.
Очень интересный ход с цветовым делением пространства в первом зале.
Самое важное – они очень убедительно доказывают в аннотации почему они принимают то или иное дизайн-решение.
В этой концепции я увидел единое стилевой решение для современного музея. В такой музей я бы с удовольствием приходил и приводил приезжих гостей.
Во второй концепции (420111) я увидел работу специалистов создания диорам и все. Концепции не увидел. Такое впечатление, что эти специалисты пришли в музей и сказали: «около этой стены мы расположим одну нашу работу, а около другой – другую». Во втором зале повесим плакаты». И все. В чем концептуальное решение? К диорамам тоже есть вопросы. Но здесь я остановлюсь – поскольку в этой области не специалист. Скажу только, что диорамы первой концепции меня впечатлили гораздо больше. (возможно имеет смысл запросить портфолио у той и другой стороны).
Очень сомнительное решение стилизовать второй зал под кинотеатр 20-30 годов. Во-первых впечатления погруженности это не произведет (VR технологии тут гораздо лучше будут работать), во-вторых использовать такой зал для мероприятий будет очень неудобно из-за стилизованных кресел. Тумба докладчика и стол с планшетом на входе вообще выбиваются из концепции кино-театра 20-х годов.
Представленный проект я не могу назвать современным музеем. Приду в него один раз – посмотреть как получились диорамы.
Третью концепцию (541871) не вижу смысла обсуждать. Ребята накидали примеров из разных музеев и все. И даже не смогли оформить это достойно.

С уважением, Борис Федоров

Наталья Альгешкина:

Лично мне по душе пришелся второй проект, который предлагает подойти к экспозиции музея с трех сторон:
- Чапаев как историческая личность
- Первая мировая война и начало гражданской войны
- Образ Чапаева в культуре и искусстве
А еще мне импонируют предложения об интерактивных зонах и о том, как превратить статичный музей в креативное место для образования и оригинального досуга. Да и в целом решение по дизайну показалось мне приятным – пространственно-мультимедийные композиции, стилизованный кинозал, мультимедийный аттракцион с тактической игрой «Картошка» (той самой, из фильма) и игровая зона исторической реконструкции. В моей голове рисуется яркое и оригинальное пространство, в которое приятно пригласить гостей из других городов!

Анастасия Григорьева:

Мой фаворит 230566. Сильнее визуальная сторона и работа с пространством. В обоих проектах не хватает работы с отдельными экспонатами и расстановки акцентов, не хватает интерактивных штук для детей прямо в экспозиции (то что, что можно дергать, трогать и тд.).
420111
Минусы:
- Художественное решение в ретро стиле смотрится старомодно и не поддерживает ни образ героя Чапаева, ни архитектонику здания и детали интерьерного решения, которые останутся и задают тон пространству.
- Отсутствие зонирования. Все ж экспозиция линейная и при нарративном подходе удерживать зрителя в канве повествования нужно. Такой открытый тип экспозиции не очень подходит, на мой взгляд. Визуально экспозиция рассыпается и в ней тяжело ориентироваться.
- Пробоины как смысловой элемент и как художественный мне тоже не очень непонятны. Они, конечно, через струящийся через них свет может и усилят визуальную сторону, но не соберут экспозицию.
- раздел «детства» через макет Будайки не очень понятен. То есть непонятно как один макет иллюстрирует ранние годы героя.
- зал «образ Чапаева». Все ж это получается зал просто про фильм, а не образ и не затрагивает другие аспекты. А сам кинозал ну уж слишком стилизован под советский киноклуб, в чем особо и смысла нет, так как это ни как не связано с образом Чапаева.
Плюсы:
- игра с картошкой это хорошо, но определенно должна быть в другом месте
- игровая зона для детей во дворе это тоже замечательная идея
230566
Минусы:
- не очень продуман вестибюль музея. По мне так проекция и бюст не очень совместимы. Хотелось бы более чистого решения. Бюст явно будет мешать просмотру видео, а видео перебивать витраж.
- перебор с панорамами в 1 зале, три на такой маленький зал это много.
Плюсы:
- зонирование цветом и стенды очень хорошо смотрятся. чувствуется, что тут лучше с пониманием пространственного решения и единства стиля.
- дизайнерское и художественное решение очень хорошее. мне кажется, что в стиле здания и духе эпохи.
- идея с территорией у музея очень хорошая, хоть и вскользь об этом в проекте. Интерактив и погружение в эпоху это прям здорово.

Семья Чапаевых – потомков героя Гражданской войны выражает благодарность всем авторам, выставившим свои работы на творческом конкурсе на лучший дизайн-проект художественно-пространственного решения экспозиции Музея В.И. Чапаева.

Ознакомившись самым внимательным образом с конкурсными работами, каждая из которых имеет интересные художественные решения, мы предлагаем взять за основу проект участника № 230566, наиболее полно отражающий дух времени и соответствующий личности В.И. Чапаева. Среди достоинств этой работы хотелось бы также отметить логично организованный экскурсионный маршрут, оформление интерьера в супрематическом стиле, цветовое решение с использованием красно-серых тонов, передающее трагическое напряжение той эпохи.
Предлагаем однако дополнить художественно-пространственное решение проекта участника № 230566 с учетом наших пожеланий:
- приглушенное звучание аудиозаписей народных песен, сложенных о В.И. Чапаеве, художественного чтения былин и сказов о легендарном комдиве, перемежающееся со звуковым оформлением (топот мчащейся конницы, пулеметная очередь, крики «Ура!!!»);
- видео в кинозале в режиме нон-стоп из смонтированных отрывков из кинофильма «Чапаев» 1934 года, документального фильма «Чапаев с нами» 1941 года, кинохроники о В.И. Чапаеве, его сподвижниках и бойцах;
- две небольшие видеопанели, где отдельно транслируются смонтированные видео и фотоматериалы о жизни и боевой деятельности сыновей Чапаева – Александра Васильевича и Аркадия Васильевича;
- художественно-пространственное решение оформления Музея В.И. Чапаева должно позволять вносить небольшие изменения, связанные с пополнением экспозиции и её дальнейшим творческим осмыслением.

Чапаева Татьяна Александровна, внучка В.И. Чапаева;
Чапаев Аркадий Александрович, внук В.И. Чапаева,
Чапаева Алла Юрьевна, правнучка В.И. Чапаева,
Чапаева Елена Аркадьевна, правнучка В.И. Чапаева,
Чапаева (Кузнецова) Людмила Валентиновна, правнучка В.И. Чапаева,
Чапаева Ольга Валентиновна, правнучка В.И. Чапаева,
Чапаев Алексей Валентинович, правнук В.И. Чапаева,
Чапаев Александр Владленович, праправнук В.И. Чапаева,
Чапаев Григорий Игоревич, праправнук В.И. Чапаева.
Чапаев Сергей Алексеевич, праправнук В.И. Чапаева,
Чапаева Наталья Алексеевна, праправнучка В.И. Чапаева,
Кузнецов Денис Вячеславович, праправнук В.И. Чапаева,
Ванякин Андрей Вячеславович, праправнук В.И. Чапаева,
Докукина Надежда Вячеславовна, праправнучка В.И. Чапаева.

Андрей Поляков:

По первому проекту, у меня особо таких вопросов нет, мне всё нравится. Единственное, что хотелось бы добавить к первому проекту, и думаю, что это нужно сделать обязательно – это добавить в экспозицию этикетки и экспонаты для слабовидящих с этикетками, набранными шрифтом Брайля. В нашем проекте мы планировали провести через экспозицию поручень, на который посетители слабовидящие могли бы опираться, и на нём же могли быть тексты. Это довольно-таки распространенная практика для музеев и повышает статус музея. Рядом с тачанкой можно поставить макет тачанки небольшого размера, из металла, чтобы можно было трогать её. Некоторые картины или фотографии также можно воспроизвести с рельефом специально для слабовидящих.
По самому расположению, я бы чеканку оставил на месте – она как экспонат, раскрывает суть военных действий того времени, а картину лучше повесить в кинозале. Еще стулья в кинозале по проекту – незафиксированные. Лучше их сделать по стандартам кинозалов, потому что такие переносные при условиях ступенчатого пола могут быть просто небезопасными. ПО второму проекту: Оба зала решены разных стилях, нет общего сквозного решения. В первом зале – самый значимый экспонат – тачанка, самый выгодный ракурс у неё – это профиль, она всегда так узнаётся, а её повернули поперёк, и закрыли среднюю часть. В остальном в первом зале нормально. Во втором зале – плохо, что информационные стенды на фоне незакрытых окон – это будет мешать восприятию. Неудачная форма витрин на противоположной стене – несовременная подача. Общий вид информационных планшетов не соответствует времени. Так планшеты оформляли 30 лет назад, такого стиля лучше избегать в наше время. Понятно, что хотели о том времени рассказать, но общий вариант крайне неудачен. Стулья лучше обить более нейтральной тканью – синей или серой. Красный цвет в этом решении много берёт на себя. Вот такие замечания у меня на быстрый такой взгляд.

Форум НА-СВЯЗИ.ru (forum.na-svyazi.ru):

- просьба написать под историческими личностями фамилии на стене музея
- Лучше живой пулемет «Максим» установили чтоб можно было пострелять и почувствовать героем гражданской войны
- Концепцию поменять – музей Гражданской войны, показать, что нет в таких войнах героев и победителей

{social}

 

Минкультуры РоссииМинкультуры Чувашии Культура.РФ

banner 190x50