Музей чувашской вышивки
Адрес: 428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 32
Телефон: (8352) 62-03-44
E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Руководитель: Сельверстрова Надежда Аркадьевна
Часы работы: вторник - четверг, суббота – с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30), пятница - с 12.00 до 20.00 (касса - до 19.30)
Выходной день: понедельник, воскресенье.
Музей чувашской вышивки открыт 23 июня 2015 г. в центре г. Чебоксары в старинном двухэтажном здании - памятнике истории и культуры. Его начали строить в 1913 г. как одноклассное училище. Однако Первая мировая война 1914 г. помешала достроить и строительство было завершено в 1915 г. австрийскими военнопленными. Первоначально его использовали как госпиталь для воинов царской армии. В начале XX века в этом доме размещались разные учреждения. Здание известно тем, что здесь в 1930 г. открыли первое высшее учебное заведение - Чувашский государственный педагогический институт. До музея здесь располагался Дом народного творчества.
Первый зал экспозиции Музея чувашской вышивки знакомит посетителей с историей чувашской народной вышивки с XVIII века и ее дальнейшим профессиональным развитием в XX веке.
Вышивка является жемчужиной чувашского народного искусства, «визитной карточкой» республики, вызывающей искреннее восхищение, неподдельный интерес и изумление.
Наиболее ценными и старинными экспонатами являются: женская рубаха XVIII в. с тремя парами нагрудных узоров кĕскĕ, покрывало невесты и жениховые платки, вышитые двухсторонними швами. В их композиции узоров чаще всего встречаются растительные, геометрические и зооморфные орнаменты. В узорах чувашской вышивки воплощено глубокое содержание, миропонимание и древняя философия предков.
Экспозиция начинается с повествования о болгарско-чувашских параллелях в орнаменте. В середине XX вв. ученые Чувашии, в их числе и П.В. Денисов, и болгарский этнолог И. Коев (Стоянов) пришли к единому мнению и доказали, что нагрудные узоры и чувашские, и болгарские женщины вышивали попарно, в одинаковой технике (косыми стежками).
В чувашской этнографии и искусствоведении существуют разные трактовки прочтения узоров. Эта тема отражена на стендах, рассказывающих о рунических знаках в вышивке и украшениях, о древнекитайских пиктограммах, сохранившихся на самой старинной свадебной рубахе XVIII в., а также в материалах, рассказывающих о параллелях чувашских узоров с орнаментом керамики древних земледельцев южных областей Средней Азии.
Отдельные стенды посвящены ведущему исследователю чувашской народной вышивки, академику, доктору искусствоведения А.А. Трофимову и основателю чувашского изобразительного искусства, народному художнику Чувашской АССР М.С. Спиридонову.
Алексей Александрович Трофимов - первый доктор искусствоведения в Чувашской Республике, автор 18 монографий и более 200 научных статей. Он внес значительный вклад в утверждение основ чувашского искусствоедения. Занимался исследованием чувашского орнамента и вышивки, традиционных форм и видов народного прикладного искусства с древнейших времен до современности. Его кандидатская диссертация была посвящена чувашскому народному орнаменту.
Моисей Спиридонович Спиридонов считается основателем чувашского изобразительного искусства в Чувашии. Также он оставил яркий след в музейном деле республики, стоял у истоков создания Чувашского центрального музея. В течение 50 лет собирал чувашские узоры, зарисовывал и готовил красочный альбом «Чувашский орнамент». Однако при жизни так и не успел его издать. К его 100-летию книгу подготовил искусствовед А.А. Трофимов.
Ценнейшим экспонатом является вышитая карта Чувашской АССР, выполненная для участия во Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1939 г. работницами Альгешевской фабрики «Паха тĕрĕ». Ее размеры впечатляющие: 276,5 х 245,5 см. Карту вышивали 11 мастериц (А.А. Андреева, А.В. Васильева, А.С. Иванова, Г.Г. Гордеева, М.З. Захарова, А.К. Кузьмина, М.М. Моисеева, Ал. С. Степанова, Ан. С. Степанова, А.Ф. Филиппова,Л.Г. Яковлева). Оранжевая кайма по периметру выполнена по эскизам молодой в то время художницы Е.И. Ефремовой.
В музее экспонируется материал, рассказывающий о творческой деятельности народного художника ЧАССР Екатерины Иосифовны Ефремовой и фабрике «Паха тĕрĕ». Е.И. Ефремова всю свою жизнь посвятила чувашской вышивке. По крупицам собирая традиционные узоры и швы, и адаптируя к современности, она подняла вышивку до нового профессионального уровня. В советский период чувашская вышивка была представлена в более 100 странах.
Добрые традиции, заложенные Е.И. Ефремовой, продолжают современные художники и народные мастера (М.В Симакова, Е.Н. Жачева, Т.И. Петрова, Н.Ф. Ильина, А.В. Андреева, Т.В. Шаркова и др.). Участвуя в разных республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах и ярмарках они демонстрируют богатсво чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
10 февраля 2017 г. в Музее чувашской вышивки открыли специально оборудованный выставочный зал «Серебряная кладовая» для показа ювелирных украшений из драгметалла. Он создан на Грант Главы Чувашской Республики для реализации творческих проектов профессиональных коллективов (Распоряжение Главы Чувашской Республики от 16 июля 2015 года № 342-рг.).
В настоящее время в зале «Серебряная кладовая» работает выставка «Мир, застывший в серебре», где представлены украшения и головные уборы чувашей XVIII-XIX вв. из фондов Чувашского национального музея всех основных этнографических групп: верховых, средненизовых и низовых.
На выставке можно увидеть авторские произведения художников-ювелиров советского периода, а также современного художника Николая Балтаева и мастера народных художественных промыслов Чувашской Республики Л.В. Балтаевой.
В Музее чувашской вышивки имеется небольшой зал «Творческая мастерская», где проводятся разные занятия, мастер-классы с детьми дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ г. Чебоксары и Чувашской Республики.