24 июня 1920 г. - декретом ВЦИК и СНК РСФСР образована Чувашская автономная область
Председатель Ревкома Чувашской автономной области Даниил Эльмень закладывает памятник в честь Чувашской автономии. Август 1921 г. |
Большую работу по подготовке образования Чувашской автономной области провел Даниил Эльмень.
Сохранились воспоминания журналиста и заведующего подотделом печати Чувашского отделения Народного комиссариата по делам национальностей Платона Львова о настроениях, царивших летом 1920-го г. в Чебоксарах. «Август 1920 г. В главном городе только что образованной Чувашской автономной области, необычайное оживление <…> Весть об автономии уже облетела все закоулки Чувашии и Чебоксары буквально осаждались целыми толпами всяких ходоков или просто любопытствующих <…> 20 августа, Чебоксары праздновали официально, в первый раз объявление автономии. Площадь в Чебоксарах заполняется колонами демонстрантов. Развеваются красные знамена. Вся базарная площадь со всех сторон «оцепляется» любопытствующими. В большом количестве появляются крестьяне и крестьянки из ближайших деревень. Повсюду революционные песни <…> Вот и двенадцать ударила каланча. На пролетках подъезжают к трибуне члены Ревкома, областной военком и др. <…> Первые же приветствия покрываются громовыми радостными аплодисментами и криками «ура» <…> Открывается митинг. Тов. Эльмень от имени правительства поздравляет трудящихся Чувашии с объявлением автономии. Один за другим выступают и на чувашском, и на русском языках с приветствиями члены Ревкома и гости. После митинга происходит закладка памятника в честь объявления автономии <…> Демонстранты долго не расходятся, с революционными песнями они шествуют по улицам: Розы Люксембург, Большая Советская, Свердлова, Ленинская. Вечером в народном доме [сейчас - Музейно-выставочный центр] происходит торжественное заседание Ревкома и Чебоксарского уездного исполкома.» (П.З. Львов. Тысяча девятьсот двадцатый // 15 лет Советской Социалистической Чувашии: 1920-1935. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1935. С. 65-67).
11 июля 1920 г. - выход 1-го номера газеты «Известия Революционного Комитета Автономной Чувашской области»
Фрагмент 1-го номера газеты «Известия Революционного Комитета Автономной Чувашской области». 1920 г. |
7 сентября 1920 г. - заработала Чебоксарская коммунальная электростанция - первая электростанция на территории Чувашской автономной области
Ее мощность по нынешним меркам была ничтожной - 33 лошадиных сил, которых хватало лишь на освещение казенных учреждений. Но благодаря ей по улицам Большая и Малая Советские, Введенская г. Чебоксары протянулись линии электропередач.
20 октября 1920 г. - в Чебоксарах открылась музыкальная школа
Дом Соловцова, в котором в 1920 г. была открыта первая музыкальная школа в Чувашии. Фото 1932 г. |
Школа была открыта по инициативе Федора Павлова и первоначально называлась Областная чувашская музыкальная школа I и II ступеней. В музыкальной школе открылись хоровой класс и классы по начальному обучению игре на рояле. Сам Федор Павлов взялся вести класс скрипки и преподавать музыкальную этнографию. На первое время в школе было открыто 3 курса: первый - для непроходивших, второй - для получивших начатки музыкального образования и третий - для специалистов, не получивших своевременно законченного музыкального образования. Было набрано на обучение сразу 110 человек, в том числе детей и взрослых из школ I и II ступеней, педкурсов и других учебных заведений.
7-11 ноября 1920 г. - состоялся I областной съезд Советов Чувашской автономной области
Делегаты I съезда Советов Чувашской автономной области. 7 ноября 1920 г. |
Делегатом съезда как председатель Революционного трибунала Чувашской автономной области был известный чувашский поэт Михаил Сеспель. На коллективном фото среди участников съезда он стоит справа в самом верхнем ряду.
Съезд проходил на втором этаже Народного дома (бывшего дома купца Прокопия Ефремова) в Чебоксарах. Съезд избрал Областной исполнительный комитет Советов, который принял дела от Ревкома Чувашской автономной области. На съезде были принята резолюция: 1) провести железнодорожную ветвь Чебоксары - Канаш, соединить крупные центры шоссейной дорогой; 2) «в целях вовлечения чувашских масс в советское строительство принять самые чрезвычайные меры по введению родного языка в Советах, судах, школах и других общественных учреждениях».
В дни работы съезда в Чебоксарах проходили концерты Чувашского национального хора и Концертно-салонного оркестра под управлением Федора Павлова.
27 декабря 1920 г. - в Чебоксарах появилась первая радиостанция
«.. впервые радиоголос из Москвы в Чебоксарах был принят 27 декабря 1920 г. на обычном детекторном приемнике, установленном на радиостанции… Радиостанция в Чебоксарах принимала из Москвы «Вестник РосТА», циркулярные распоряжения и передавала их по назначению местным органам власти… В связи с этим со 2 января 1922 г. были организованы курсы подготовки радиотелеграфистов-слухачей при Чебоксарской радиостанции… курсанты, окончившие курсы при Чебоксарской радиостанции, стали активными пропагандистами радио среди населения, оказывали большую практическую помощь в радиофицировании республики, многие из них работали радиоуполномоченными в районах республики… В начале 1922 г. на Чебоксарской приемной станции работали три радиоспециалиста. Они принимали радиограммы, составляли тексты для газет, издаваемых в Чувашской автономной области» (Вакку Г.В. Возникновение и становление радиовещания в Чувашской Республике (1920-1941 гг.). Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. С. 17-18). Однако передаточно-приемная радиостанция в Чебоксарах была еще слабой и регулярного вещания в Чувашской области тогда еще не началось.
12 февраля 1921 г. - открытие Чувашского государственного театра и Центрального чувашского музея в Чебоксарах
Первым художественным руководителем Чувашского государственного театра был Иоаким Максимов-Кошкинский.
Экспонаты Центрального чувашского музея. 1920-е |
После открытия Центральный чувашский музей работал ежедневно с 14 до 18 часов. Он занимал 4 комнаты нижнего этажа Народного дома и состоял из 5 отделов: художественного, исторического, археологического, этнографического и отдела техники и промышленности. В художественном отделе первое место занимали картины Моисея Спиридонова и Никиты Сверчкова. В этнографическом отделе видное место занимала чувашская женская одежда. В последнем отделе была представлена продукция ремесленников Чувашской автономной области и Мариинско-Посадской школы инструкторов. За полгода работы музей посетило более 4,5 тыс. человек. Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Главмузей) при Народном комиссариате просвещения РСФСР передал в фонд Центрального чувашского музея картины и ценные коллекции из фарфора, бронзы и мрамора. В частности, были переданы картины известных художников Ивана Шишкина, братьев Маковских, Алексея Кившенко и др. К концу 1921 г. фонды музея насчитывали 3 тыс. экспонатов. С 1921 г. научным сотрудником Центрального чувашского музея был Михаил Петров (Тинехпи). Для сбора музейных материалов Михаил Петров вошел в личную связь и переписку со многими представителями дореволюционной чувашской интеллигенции. Для Центрального чувашского музея им был получен архив священника Даниила Филимонова, эпистолярное наследие Ивана Яковлева, письма священника и этнографа Алексея Рекеева, дневник директора народных училищ Казанской губернии Илиодора Износкова, материалы 1-го Всероссийского чувашского военного съезда. Михаилом Петровым было собрано для музея около 8 тыс. томов книг.
17 апреля 1921 г. - торжественное заседание по поводу начала деятельности «Общества изучения местного края» в Чебоксарах
Общество изучения местного края мыслилось в виде живого научно-исследовательского коллектива, а Центральный чувашский музей в качестве его верного орудия и пособника для целей исследования. Музей для Общества служил постоянной лабораторией для занятий. Часто заседания Общества проходили в помещении музея. Председателем Общества в 1921-1922 гг. был заведующий музеем Николай Неверов. Сотрудник Центрального чувашского музея и член Общества Михаил Петров (Тинехпи) писал про причины появления Общества: «…новая жизнь выдвинула на сцену серьезнейшие заботы и вопросы, связанные с делом культурного развития чувашской национальности и разумного устроения ее жизни в условиях новой обстановки. Все это требовало обоснованного решения и, следовательно, научного подхода к себе, научного изучения и освещения. Предстояло изучать природу Области, людей, хозяйство и т.д. <…> Так была подготовлена почва, на которой зародилась и возникла идея образования Общества Изучения Местного Края Чувашской Автономной Области. Таким образом появление ее ни в коем случае не может быть практикуемо как выходка крикливого национализма чуваш, что склонны делать некоторые местные деятели нечувашского происхождения…» (Отчеты Общества изучения местного края за 1921-1923 гг. Чебоксары: Чувашиздат, 1924. C. 3-4).
На торжественное заседание по открытию Общества явились представители местной власти, разных учреждений, преподавательский персонал учебных заведений и многочисленная публика. В первый же день в Общество вступил 51 человек.
1 мая 1921 г. - в Чебоксарах художниками изосекции Областного отдела народного образования были выполнены 20 панно и плакатов, установлен памятник Степану Разину
Памятник Степану Разину был первым памятником монументального искусства в Чебоксарах. Алебастровый рельеф для памятника сделал Григорий Спиридонов. Памятник представлял из себя дощатый, выкрашенный под камень, трехгранный обелиск, на трехгранном же цоколе. На грани, обращенной к Волге, был прикреплен скульптурный барельеф Степана Разина в шестигранном обрамлении.
29 декабря 1921 г. - в Чебоксарах открыт Чувашский рабфак
Здание, в котором в 1920 г. был открыт Чувашский рабфак. Из фондов Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук |
Первым его заведующим был исследователь чувашского языка, тюрколог Василий Егоров. На первых порах на рабфак принимали в течение всего учебного года. С 1922 г. по 1930 г. Чувашский рабфак осуществил 10 выпусков, подготовив 349 человек.
Преподавал математику на рабфаке Н.А. Алексеев, русский язык - И.А. Васильева. На рабфаке в этот период трудились многие руководители партийных и советских органов области: секретарь Обкома партии Д.С. Эльмень, заведующие отделами Обкома и облисполкома А.М. Михайлов, Г.М. Михайлов, композитор Ф.П. Павлов, литературовед Е.З. Захаров и другие. Чувашский рабфак сыграл большую роль в подготовке представителей коренной национальности к поступлению в высшие учебные заведения страны. Многие его выпускники в последующем становились высококвалифицированными специалистами народного хозяйства, науки и культуры. К их числу следует отнести доктора исторических наук И.Д. Кузнецова, доктора экономических наук Н.А. Архипова, бывшего председателя Совета Министров Чувашской АССР И.А. Афанасьева, председателя Верховного Суда Чувашской АССР П.Р. Шестипалова, писателей Н.В. Шубоссинни, В.А. Долгова и многих других.
30 июня - 1 июля 1923 г. - в Чебоксарах был создан Союз писателей и журналистов Чувашии «Канаш»
На этом собрании работников печати был принят устав Союза «Канаш», утверждены руководящие органы. Председателем бюро Союза был избран видный государственный деятель того времени - журналист Даниил Эльмень, ответственным секретарем - редактор газеты «Канаш» Николай Золотов.
9 августа - 30 сентября 1923 г. - участие Чувашской автономной области в I Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве
Чувашский хор на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Во 2-ом ряду 5-й слева сидит руководитель хора Ф.П. Павлов. Москва. 1923 г. |
За весьма короткий период Чувашия сумела подготовить для Всесоюзной выставки немало экспонатов: деревянную мебель, плетеные изделия, рогожи, украшения, вышивку и т.д.
Чувашия выступала на выставке на нескольких площадках: сельскохозяйственной, кустарно-промышленной, концертной, этнографической. Чувашский этнографический отдел выставки организовал Алексей Прокопьев (Милли). В этом отделе был представлен чувашский крестьянский двор с полной обстановкой, демонстрировавшими продукты тогдашней местной промышленности и сельского хозяйства.
Была построена усадьба со всеми надворными и хозяйственными постройками: изба, сени, амбар, погреб, каретник, сарай, конюшня, хлев, второй сарай, крыльцо, ворота, огородные ворота. В усадьбе были размещены соха, борона, упряжь, мелкая утварь скотного двора, в избе - стол, скамейки, посуда. В октябре сюда же привезли лошадь, корову, две овцы, свинью, трех куриц и чувашскую семью из 6 человек.
Чувашский хор под управлением Федора Павлова выступил на этой Всесоюзной выставке и записал в Москве 10 произведений на граммофонные пластинки.
22 декабря 1923 г. - создано промысловое кооперативное товарищество под названием «Кустарь-художник» в селе Альгешево (ныне «Паха тӗрӗ»)
Работа в альгешевской артели «Паха тӗрӗ». 1930-е гг. |
Обложка 1-го номера журнала «Сунтал». 1924 г. |
1923 г. - удостоен звания Героя Труда заведующий Шихазананской сельской больницей Сергей Казанкин
Июль 1924 г. - начало издания ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Сунтал»
В 1-ом номере были опубликованы работы Петра Хузангая, Марфы Трубиной, Иоакима Максимова-Кошкинского, Михаила Петрова-Тинехпи и других.
Тираж первого номера журнала составил 3000 экземпляров. Первым редактором был председатель Союза чувашских писателей и журналистов «Канаш» Николай Золотов (Ют). В статье к читателям первого номера было написано: «Пурнăç никĕсĕсене çирĕплетекен тĕкĕ çак журналта çирĕп вырăн йышăнса тăрĕ. …», что в переводе с чувашского на русский означает: «Мы надеемся, журнал станет любимым и главным изданием для чувашских читателей… Журнал «Сунтал» разрушает старое и строит новое, помогите продлить его жизнь».
7 ноября 1924 г. - на Красной площади г. Чебоксары была построена Триумфальная арка - одно из первых общественно значимых архитектурных сооружений
Митинг на смерть М.В. Фрунзе у триумфальной арки г. Чебоксары. Ноябрь 1925 г. Ретушь и реставрация В. Трофимова |
Предполагают, что к строительству арки был причастен архитектор В.Н. Александров. Арка была создана из дерева.
Примерные размеры деревянной арки были такими: высота - 20 м, длина - 20-25 м, ширина - 5 м. Она состояла из двух башен, соединённых переходным мостиком с перилами, навесом над ними, в центре имелся круглый проем, в котором в 1926 г. был установлен первый и единственный в городе репродуктор-громкоговоритель. На одной башне с плоской крышей с парапетом в форме зубцов и столбиков по углам был прикреплен геральдический щит с цифрой «1917», а на второй, тоже четырехугольной башне со шпилем, закреплен подобный же щит надписью «АЧО» (Автономная Чувашская область).
Возле триумфальной арки или т.н. «Красных ворот» проводились митинги и торжества по случаю разных праздников. В 1930 г. арка была разобрана.
21 апреля 1925 г. - Чувашская автономная область преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику
Благодаря преобразованию Чувашской автономной области в Чувашскую АССР значительно вырос государственный статус Чувашии. ЧАССР получала возможность выработать собственную региональную конституцию, и вместе с ней, соответственно, собственные государственные символы, что фактически выводило республики РСФСР до правового уровня союзных республик СССР.
26-31 января 1926 г. - состоялся I (VI) съезд Советов Чувашской АССР
Докладчик И.И. Илларионов за трибуной на I Съезде Советов ЧАССР. 30 января 1926 г. Из фондов ГИА ЧР |
На съезде была принята первая Конституция ЧАССР. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Чувашской АССР.
С. Галич в роли чувашского эсера Т. Николаева (Хури) в фильме «Волжские бунтари». 1926 г. |
22 июня 1926 г. - общественный просмотр первого чувашского кинофильма «Волжские бунтари», снятого студией «Севзапкино»
Иоаким Максимов-Кошкинский вспоминал об истории создания этого кинофильма: «… я писал пьесу о восстании чувашского крестьянства в революцию 1905-06 гг. О сюжете я рассказал режиссеру Б. Петрову-Бутову, и он предложил мне совместно написать сценарий. Через месяц сценарий был готов, принят художественным советом студии. Осенью того же года приступили к съемке фильма. Основные роли в нем играли ленинградские актеры, а чувашские актеры и актрисы Тани Юн, К.Е. Егоров, Рублев, я и другие оказались в эпизодических ролях» (Из воспоминаний И.С. Максимова-Кошкинского «Фильмы, снятые у нас»).
16 октября 1926 г. - успешно прошло испытание первого опытного радиопередатчика Общества друзей радио Чувашии, осуществившего радиотрансляцию на чувашском языке
Крестьяне села Шихазаны Канашского района слушают радио. Начало 1930-х гг. Из фондов Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук |
Во время испытания контрольно-слушательские точки в Сундыре и Мариинском Посаде смогли услышать радиопередачу.
24 апреля 1927 г. - премьера фильма «Сарпиге» в Чебоксарах
Тани Юн в фильме «Сарпиге». 1927 |
Главную роль в фильме сыграла Тани Юн. Иоаким Максимов-Кошкинский вспоминал о ходе работы над фильмом «Сарпиге»: «Успех первого фильма окрылил. Мы решили продолжить начатое дело. По поручению Наркомпроса я написал новый сценарий «Сарпиге» (на этот раз уже самостоятельно) по пьесе-сказке Н.Г. Гарина-Михайловского «Зора». Фильм решили снимать самостоятельно, организовав трест по производству художественных фильмов «Чувашкино». Для постановки фильма пригласили популярного актера дореволюционной русской кинематографии О.Н. Фрелих, несколько московских актеров. Заглавную роль в этой картине играла чувашская актриса Тани Юн, ее отец - режиссер Чебоксарской русской драма - И. Слободской, подругу Сарпиге - чувашская актриса Р. Михайлова, я играл свата. В массовых сценах снимались крестьяне деревень Вачалхасы, Вурманкасы, Обиково, Альгешево» (Из воспоминаний И.С. Максимова-Кошкинского «Фильмы, снятые у нас»).
6 ноября 1927 г. - в Чебоксарах открывается первая в истории Чувашии выставка картин художников Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР), посвященная 10-летию Октября
Выставка картин чувашских художников в Центральном чувашском музее. 1927 г. |
Председателем Чувашского филиала АХРР был Моисей Спиридонов. Он вспоминал об этой выставке: «Экспонировалось 85 произведений Ф.Л. Лаврентьева, Г.Я. Полякова, В.Д. Нефедьева, К.М. Васильева, Г.Д. Данилова, В. Мочалова, Г.С. Спиридонова и мои. Среди них - «Пузырист» и «Комсомолка-чувашка» Г.С. Спиридонова и мои «Пузырист», «Чувашская семья в курной избе», «Женщина у очага», «Лаптеплетение», «На пашне», «Базар», «Загс», «На коллективном огороде», «В избе-читальне»; «Митинг на Красной площади в Чебоксарах», «Встреча алатырского паровоза в Канаше» и другие, всего 35 полотен.
Наша первая выставка стала значительным событием в жизни столицы и всей республики, она привлекла всеобщее внимание, имела большое политическое и воспитательное значение. За месяц работы её посетило 3,5 тысячи человек (в Чебоксарах проживало тогда всего лишь 7,5 тысячи человек). О ней много писали в газетах и журналах. Так, Ф.П. Павлов в журнале «Сунтал» (1927 год, № 11) отмечал: «Выставка производит хорошее впечатление, о чем можно сказать без всяких колебаний»… Писатель Мами (Иван Мучи) на страницах газеты «Канаш» (15 декабря 1927 года) поделился своими впечатлениями о нашей выставке, находя ее одним из главных событий культурной жизни Чувашии тех лет» (Из книги: М.С. Спиридонов. На крыльях памяти: Воспоминания художника. Воспоминания о художнике. Документы. Статьи. Письма. Чебоксары, 1990. С. 92-93)
7 ноября 1927 г. - на выставке «Искусство народов в СССР» в Москве экспонируются картины чувашских художников Федора Лаврентьева, В.Д. Нефедьева, Моисея Спиридонова
Моисей Спиридонов вспоминал о выставке: «Выставка в Москве оказалась большая, собрала выдающихся мастеров со всей страны, но здесь в общем потоке наши произведения не потерялись, были замечены критикой. Я. Тугенхольд писал: «Революция привела художников СССР к одним и тем же чувствам и мыслям. Так, чуваши, башкиры, и грузины изображают сбор налогов, выколачивание податей при старом режиме - воспоминания о произволе чиновников, которые, очевидно, ничем не выколотишь из памяти... Но вот уже и отзвуки нового мирного строительства: избы-читальни в изображении чувашей и украинцев...» («Искусство народов СССР», Л., 1930. С. 38). В итоге мы убедились, что находимся на верном пути, поддерживая АХРРовское движение в своем творчестве» (Из книги: М.С. Спиридонов. На крыльях памяти: Воспоминания художника. Воспоминания о художнике. Документы. Статьи. Письма. Чебоксары, 1990. С. 92)
28 декабря 1927 г. - постановлением СНК ЧАССР официально утверждается студия «Чувашкино». В Чебоксарах проходит премьера 4-го чувашского фильма «Черный столб»
Роль Тевлета в фильме «Черный столб» сыграл Петр Осипов.
Афиша выставки Ю.А. Зайцева в 1928 году |
12 февраля 1928 г. - в Центральном чувашском музее открылась выставка работ (живописи и фотографии) художника Юрия Зайцева
Выставка Юрия Зайцева стала большим культурным событием в Чувашии в 1928 г. Выставка проходила с 15 февраля по 1 апреля 1928 г. и имела большой успех - её посетило 3 тыс. человек. Экспозиция состояла из двух разделов: живопись и фотография. В живописном разделе было представлено 300 картин, среди которых преобладали пейзажи и натюрморты. Художник показал на выставке и научную сторону фотографии: снимки, сделанные при помощи рентгеновских лучей; фото кристаллов металлов, сделанные под микроскопом и др. Фотопортреты и жанровые фотоснимки Юрия Зайцева изумили посетителей техникой исполнения.
1928 г. - Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР присвоил звание Героя Труда мастеру Урмарской мебельной фабрике «Единство» Адаму Кнолю
22 апреля 1929 г. - Президиум ВЦИК принял постановление о вхождении Чувашской АССР в Нижегородскую область
В составе Нижегородской области (с 1932 г. - Горьковского края) Чувашская АССР находилась до 1936 г.
1 мая 1929 г. - в Чебоксарах введен первый централизованный водопровод открытием организации «Водосвет»
Чебоксарская электростанция «Водосвет». Из фондов Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук |
Октябрь 1929 г. - в Чебоксарах открылось первое профессиональное учебное заведение искусства - Чувашский государственный музыкально-театральный техникум
Здание Чувашского музыкально-театрального техникума. Из фондов Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук |
Инициатором его создания был Степан Максимов.
1929 г. - удостоен звания Героя Труда хурург Мар-Посадской больницы Николай Геркен
1929 г. - становится членом-корреспондентом Академии Наук СССР Николай Ашмарин
Столь высокого звания из уроженцев Чувашии ранее никто не удостаивался.