За круглым столом обсудили опыт создания Фонда целевого капитала в музее
Сегодня эндаумент для музеев страны – уже не такое незнакомое слово. Многие музеи задумываются над созданием эндаумент-фондов, а некоторые уже создали его. Об этом шла речь в ходе работы круглого стола в Чувашском национальном музее «Опыт создания Фонда целевого капитала».
Круглый стол был организован в рамках Межрегионального музейного форума «Национальный музей: 100 лет в истории Чувашии». В его работе приняли участие руководители музеев, а модератором выступил Алексей Матвеев – директор Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств, руководитель Центра знаний по целевым капиталам. Он сделал интересный доклад, рассказал о примере создания Фонда развития Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, который стал шестым музейным эндаументом в России и первым в российских регионах (до этого эндаументы были только у музеев Москвы и Санкт-Петербурга). А также он подробно рассказал о каждом из этапов работы в этом направлении.
Эндаумент – один из механизмов привлечения в музей внебюджетных средств. Эндаумент-фонд позволяет создать «стратегический запас» средств на многие годы вперед.
Спикеры круглого стола выступили в онлайн-формате и их доклады сопровождались всей необходимой информацией о том, где можно найти более полную информацию по теме: ссылки, контакты, названия организаций.
Председатель правления Национальной ассоциации эндаументов (НАЭ) и директор Фонда Европейского Университета (СПб) Светлана Лаврова охарактеризовала общую картину в России и сориентировала желающих двигаться в этом направлении, как и куда можно обратиться за поддержкой и консультацией.
Владимир Лузан, председатель Правления Фонда целевого капитала Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова поделился своим опытом работы по созданию Фонда.
Руководитель оргкомитета Премии «Вечный вклад» НАЭ Евгения Сафонова рассказала о самой премии и о том, что многие ошибочно думают, что эндаумент –новшество последних лет, пришедшее к нам с Запада, но еще в конце 19-го века и в начале 20-го в России – это был один из основных механизмов финансирования социальной сферы.
Сейчас в России основной бюджет музея формируется государством. Это средства для выполнения госзадания: приема посетителей, организации выставок, реставрации экспонатов, экскурсий и т. д. Но музею нужны средства для развития и других программ, Эндаумент – наиболее стабильный и надежный способ внебюджетного финансирования, как отметил Дмитрий Пигарев, менеджер по работе с клиентами УК «ТКБ Инвестмент Партнерс» (Москва).
Чтобы стимулировать музеи создавать эндаументы, в 2012 г. Благотворительный фонд Владимира Потанина запустил программу «Целевые капиталы: стратегия роста». Обучение по этой программе прошла и директор Чувашского национального музея Ирина Меньшикова, которая призвала всех участников круглого стола не бояться сделать шаг в этом направлении. «Мы все понимаем, что эта тема актуальная для музеев и проведение подобных мероприятий — отличная возможность узнать больше о том как и куда двигаться в работе с целевыми капиталами», - отметила Ирина Петровна.
{social}