ПОЯС
(горномар. «ӹштӹ», чуваш. «пиçиххи»)
Обязательным элементом горномарийского и вирьяльского женского костюма являлся пояс (горномар. «ӹштӹ», чуваш. «пиçиххи»), выполнявший не только практическую, но и магическую и ритуальную функции. По типологии пояса подразделялись на несколько видов. К первому виду относились тонкие пояса из шерстяной пряжи без каких-либо украшений, которые предназначались для опоясывания рубахи и создания высокого напуска. Второй вид составляли тканые пояса из разноцветных шёлковых или хлопчатобумажных ниток, носимые поверх как повседневной, так и праздничной рубахи и передника. Их длина в среднем достигала 2–2,5 метра, а ширина – 3–5,5 см.
К третьему виду можно отнести свадебные пояса из шерстяной пряжи, которые богато украшались различными подвесками из бисера и помпонов. В праздничном костюме невесты он обычно завязывался сбоку к основному верхнему поясу.
К отличительным особенностям горных мари и верховых чувашей можно отнести использование разных способов ношения верхних поясов. В частности, для вирьяльских женщин характерной и преобладающей чертой являлось одновременное ношение двух верхних поясов, концы которых спускались по бокам, достигая уровня колен. В женском костюме горных мари шёлковый пояс чаще всего завязывался сбоку на правой стороне костюма. Однако, как отмечают исследователи, женщины из состоятельных горномарийских семей могли позволить себе ношение двух поясов по обоим бокам костюма.