ПОЯСНЫЕ УКРАШЕНИЯ
(горномар. «кӹдäлыштеш сäкӹмӹ сäрäштäрӹшӹ тӹр», чуваш. «яркӑч»)
Женские праздничные костюмы горных мари и верховых чувашей отличало ношение различных орнаментированных поясных подвесок. Среди них выделялись однолопастные и двухлопастные парные подвески прямоугольной формы (горномар. «кӹдäлыштеш сäкӹмӹ сäрäштäрӹшӹ тӹр», чуваш. «яркӑч»), носимые чаще всего в набедренной части костюма. Горномарийские и вирьяльские набедренные подвески характеризовались схожестью орнаментации, мелкой вышивкой и яркой цветовой гаммой. Узоры часто наносились на красной, выкрашенной мареновой краской основе и подчинялись строгому ритму. Чаще всего они сочетали в себе геометрические и линейные орнаменты, вышитые в основном шёлковыми нитками зелёного, жёлтого и чёрного цветов.
К отличительным признакам более поздних набедренников верховых чувашей можно отнести обильное применение аппликации, преобладание фабричных ниток белого цвета, а также окрашивание основы подвески в разные цветовые гаммы.
Специфической особенностью горных мари являлось то, что к началу ХХ в. поясные подвески практически полностью были заменены шёлковыми поясами «парсын ӹштӹ» и поясной лентой фартука «запон кäндӹрä», которая в последующем стала самостоятельным элементом в горномарийском женском костюме. Она представляла собой прямоугольный кусок холста с нашитой на него лентой в виде банта или куска однотонной ситцевой или сатиновой ткани.